Азербайджанская диаспора
Азербайджанская диаспора в России насчитывает многовековую историю и занимает значимое место в культуре и истории полиэтничной страны. По данным статистики, в одном только Алтайском крае сегодня проживают 20 тысяч азербайджанцев.
Судьба народа
Первый поток переселения азербайджанского народа в Россию случился во время репрессий 1930-40-х годов прошлого столетия. После, в 50-80-х годах, жители Азербайджанской ССР мигрировали в связи с планом по восстановлению и развитию народного хозяйства. Наряду с другими регионами Советского Союза, Западная Сибирь нуждалась в строительных кадрах, недостаток которых и восполняли переселенцы.

В 90-е годы политические преобразования снова стали причиной миграции внутри когда-то единого государства. В Россию азербайджанцы, как и другие народы, приезжали, чтобы учиться и работать.
Говоря об этом народе, нельзя обойти стороной его национальную трагедию. Конфликт, случившийся в Нагорном Карабахе в конце прошлого столетия, повлёк большие человеческие жертвы и разрушения, оставил глубокие раны на сердцах его участников.
Этот небольшой район в Закавказье имеет древнюю и непростую судьбу, в которой переплетены жизненные дороги народов-соседей – армян и азербайджанцев. В 1988 году армянское население Нагорно-Карабахской Республики потребовало отделения от остальной страны. Последовали межэтнические противостояния, в результате которых тысячи человек погибли в ходе боевых действий, свыше миллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами. В 1994 году стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над территорией.
Мурад Зейналов
председатель Алтайского центра культуры Азербайджана, родившийся в Нагорном Карабахе
«Многие из нас дважды стали беженцами: сначала из родного Карабаха уехали в столицу, Баку, а потом вовсе – в Россию.

Мы благодарны стране, которая нас приняла, теперь это наша вторая Родина, место рождения наших детей. Сейчас мы считаем себя россиянами, но народ до сих пор не оправился после тех страшных дней
».
Личная история
В 2005 году Мурад Магомедали Оглы Зейналов вместе с соотечественниками основал в Алтайском крае центр культуры Азербайджана.
Городская администрация тогда выделила общественной организации помещение и до сих пор поддерживает представителей народа, помогая им развивать национальные традиции.
«За поддержку в проведении мероприятий наша община благодарит, в первую очередь, Петра Дмитриевича Фризена и главу города Барнаула Вячеслава Генриховича Франка», – рассказывает председатель организации.
В Алтайском крае проживают тысячи азербайджанцев, здесь родились и выросли наши дети. Поэтому для нас так важно, чтобы они, находясь вдали от Родины, в далекой Сибири, берегли то, к чему так трепетно относятся их деды и отцы – язык, обычаи, культуру. Идею создания центра поддержало немало наших соплеменников, которые живут в Сибири, но любят и «Страну огней».
Участник общины Махмуд Ядигаров живёт на Алтае с 1980 года. Получив образование, он решил остаться в регионе насовсем. «Если углубиться в историю, станет понятно: азербайджанцы отсюда и не уезжали. Первые алтайские поселенцы говорили на тюркском, со временем они стали распространяться по всей Средней Азии и Европе. Наш народ тоже тюркоязычный, так что у нас общие корни», – рассказывает Махмуд Джалалович.
Ещё одна участница общины, Камила Пашаева, живёт в Барнауле уже 32 года – приехала когда-то навестить брата, да и осталась. Позже получила здесь медицинское образование, стала врачом акушером-гинекологом. Говорит, сначала сложно было адаптироваться к русской культуре, но со временем получилось найти золотую середину между традициями двух народов: «Хоть край наш и многонациональный, за все годы, что я здесь живу, не помню ни одной ссоры между представителями разных народов. Главное – уважать чужую самобытность».
Сейчас молодёжь на Алтай тоже переезжает, но уже реже. В Азербайджане сохранились русские школы, и их выпускники за высшим образованием часто отправляются в российские города. По словам Камилы Абдулаевны, многие студенты-медики, отучившись, возвращаются домой в республику.
А я бесповоротно влюбилась в Алтайский край, и уже, наверное, отсюда никуда. Здесь мои пациенты, они уважают меня как специалиста. И ещё благодаря этому региону я нашла свою профессию. Если покину край – это же будет предательством.
Врач Камила Пашаева
Вкусное достояние
Кроме принципиальности, азербайджанцы широко известны своею щедростью и гостеприимством. Они умеют принять гостя с истинно кавказским радушием и размахом, досыта накормив вкусными национальными блюдами. Согласно обычаю, сначала на стол подают чай.



Чаепитие для народа – это целое культурно-эстетическое достояние. Оригинальной азербайджанской посудой для напитка являются грушеподобные стаканы «армуду».

Представители народности посуду для приготовления и приёма пищи даже привозят с Родины.
Местная кухня примечательна обилием мясных и овощных блюд, дополненных ароматной зеленью и специями.

Одно из самых распространённых лакомств – плов. Подумать только: хозяйкам известно около 50 рецептов его приготовления!

Ещё один символ местной кухни – шашлык.



Особенно богатый стол, такой, что яблоку негде упасть, конечно, накрывают на мусульманские праздники.

На территории края широко отмечаются приход весны – Новруз Байрам и праздник жертвоприношения – Курбан Байрам.

Кстати, Новруз включён в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Вместе с Новрузом увековечены азербайджанский ковёр, искусство игры на струнном музыкальном инструменте – таре и исполнение традиционной музыки мугам.
Семейные ценности
Самыми богатыми на национальные ритуалы остаются свадебные церемонии. Свадьбу сопровождает целый цикл обрядов: сватовство, обручение и собственно многолюдное и многодневное торжество с обязательной живой национальной музыкой и танцами.
В Барнауле, к сожалению, нет такого банкетного зала, куда получится вместить всех родственников с обеих сторон, их обычно человек 600. Поэтому сначала отмечают свадьбу с родственниками невесты, потом с родственниками жениха. Такое важное событие празднуется у нас от двух недель до 40 дней.
Председатель Алтайского центра культуры Азербайджана Мурад Зейналов
Согласно заветам Корана, азербайджанцам разрешено иметь несколько жён, но на деле этим правилом сейчас не пользуются: «В арабских странах многожёнство воспринимается нормально. А наш народ, за столько лет адаптировавшийся к советскому и русскому менталитету, это уже не приемлет для себя. Зато у нас распространены смешанные браки, особенно среди мигрантов», – объясняют члены диаспоры.
На нынешних свадьбах и наряды – современные. В самом Азербайджане традиция носить национальную одежду хотя бы частично сохраняется, а на Алтае переселенцы демонстрируют её лишь на массовых праздниках, таких как День города Барнаула.
Но, заглянув в гости в азербайджанский центр, можно увидеть традиционный мужской костюм: верхнюю рубашку, черкеску, шаровары и папаху. Обязательным атрибутом был пояс, на который подвешивалось холодное оружие.

Сохранились и женские наряды, состоящие из рубахи, короткого кафтанчика и длинной пышной юбки. Дополняли образ восточных красавиц украшения из золота, серебра, драгоценных камней и туфли с вышивкой.
На территории национального центра хранится не только одежда: кубки, грамоты, богатый фотоархив без слов скажут каждому посетителю, как активно развивают азербайджанцы свою культуру. Ну, и конечно, любознательного гостя в общине, какой бы национальности он ни был, напоят вкусным чаем.
Центр культуры Азербайджана расположен по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 11.
Автор проекта: Марина Король. Редактура, тексты и дизайн: Оксана Макрушина. Фото предоставлены участниками проекта.