Вайнахская диаспора
Немногочисленная по составу, но активная община, проживающая на Алтае, – вайнахи. Этнос включает в себя сразу две нации: чеченцев и ингушей. Дословно «вайнахи» переводятся как «свои люди», и это как нельзя лучше отражает их современное положение в России: горный народ давно стал здесь своим.
Переселение народов
Сегодня в Алтайском крае проживает около 500 вайнахов, для них регион является вторым домом.
Мы здесь живем, работаем, молодёжь учится, здесь рождаются наши дети и внуки. В Алтайский край вайнахи – чеченцы и ингуши – приехали ещё в далёкие 70-е годы прошлого столетия на работу и учёбу, а позднее, на стыке двух тысячелетий, в силу политически сложившихся обстоятельств внутри нашей страны (распада СССР и контртеррористической ситуации) – остались насовсем.
Председатель Алтайского региональной общественной организации «Центр национальной культуры «Вайнах» Валид Газиев
Большая часть вайнахов проживает в сельской местности. Они занимаются производством пшеницы, мяса и молока. Молодые люди учатся в школах и вузах края. Многие, став дипломированными специалистами, уезжают в Чеченскую Республику. Сегодня, в какой район Чечни бы вы ни приехали, везде можно встретить выпускников алтайских институтов и университетов.
«Алтай дал Чеченской Республике много хороших специалистов, в которых она остро нуждалась – врачей, учителей, инженеров», – отмечает заместитель председателя Центра «Вайнах» Иса Хасаев.

Почёт и уважение
Вайнахи имеют многовековые традиции, национальный язык и культуру. Несмотря на тяжелые трагические периоды жизни народа в разные века, он сохранил и приумножил свои традиции, передаёт их из поколения в поколение.

У чеченцев и ингушей мужчина считается хозяином дома. Как и другие народы, населяющие нашу страну, они всегда ценили женщину, хранительницу домашнего очага. Ей отводилась особая роль в воспитании подрастающего поколения, подчёркивалась её исключительная заслуга в сохранении нации. Когда многие народы Кавказа, теряя свою самобытность, ушли с лица Земли, вайнахи, наряду с другими этносами Северного Кавказа, сохранились.
Заместитель председателя Центра «Вайнах» Иса Хасаев
Семьи этого народа обычно многодетны, правила родственных взаимоотношений складываются веками. Основой в каждой семье является уважительное отношение и забота о старшем поколении, в первую очередь, о родителях.

Также считается порицаемым, неприличным и запретным в семьях употреблять спиртное, ругаться или нарушать форму одежды. Глава семьи должен быть всегда корректным и вежливым, стать примером для всех родных.
Одежда вайнахов за многие десятилетия претерпела существенные изменения. Это произошло в связи с развитием общества и технологий, появлением новых материалов для изготовления более удобной одежды.
Вайнахи всегда имели свою национальную одежду, что выделяло их среди других национальностей, проживающих на Кавказе.

Она состояла из головного убора (папахи), традиционного костюма, черкески с кинжалом и серебряным поясом и бурки. Такая национальная одежда подчёркивала скромность, прикрывала тело.
Хлебосольный народ
Одна из основных традиций, сохраняемых вайнахами веками, – гостеприимство. Радушно принять гостя – это правило хорошего тона для представителей народа. В каких бы обстоятельствах в их доме не оказался человек, хозяин дома обязан был угостить его и защитить от преследования, если это было необходимо (даже если тот находился на враждебной ему стороне). Согласно обычаям, если гость приехал из другой местности, первый же вайнах, встреченный на улице, должен сопроводить его к людям, к которым тот приехал, или даже временно приютить у себя, пока хозяева отсутствуют.
Не зря чеченская поговорка гласит: «В дом, куда не заходит гость, не приходит изобилие». Поэтому даже в самые тяжёлые времена гостя в доме угощали лепёшкой из кукурузной муки (сискалом) и мясом из говядины или баранины.
Современные хозяйки до сих пор готовят национальные блюда, одно из них – варёное мясо с мучными галушками, или жижиг-галнаш. Варят также кукурузную кашу с добавлением творога и сливочного масла.
По праздникам основным угощением является мясо в варёном или жареном виде (баранина, говядина) и другие блюда, такие как хингалш. Это плоские лепёшки с варёной тыквой с добавлением сахара и других специй. Также распространены лепёшки с творогом внутри – чепалгаш.
Активное развитие
Руководство нашей организации основное внимание уделяет изучению традиций и обычаев вайнаховского народа, сохранению национального языка и культуры. Поэтому мы регулярно проводим мероприятия в целях разъяснения правильного поведения в многонациональном и многоконфессиональном Алтайском крае.

Мы обязаны сохранить всё ценное для своего народа и наряду с этим знать обычаи и традиции других народов, проживающих рядом с нами. Мы также особое внимание уделяем духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, для этого представители общины принимают активное участие в строительстве духовных учреждений, в том числе Соборной мечети Барнаула, и других мест края, где проживают наши люди.
Председатель Алтайского региональной общественной организации «Центр национальной культуры «Вайнах» Валид Газиев
Центр национальной культуры «Вайнах» расположен по адресу: г. Барнаул, пр. Комсомольский, 120, офис 208.
Автор проекта: Марина Король. Редактура, тексты и дизайн: Оксана Макрушина. Фото предоставлены участниками проекта.